Интересно о воде: Водные опыты для развития мышления у детей

развитие мышленияВот когда я взрослым стану
И купаться захочу —
Влезу сам в большую ванну,
Оба крана откручу,

Сам потру живот и спинку
И веснушки на носу,
Заверну себя в простынку
И в кроватку отнесу.

Продолжаем разговор о занимательных экспериментах, которые оказывают воздействие на развитие мышления дошкольников и их познавательные способности.

Примечательно, что эксперименты озадачивают ребенка, дают ему возможность самостоятельно убедиться в необычных свойствах обычной воды, постичь причину происходящих явлений,  приобретая знания и опыт. Поощряйте ребенка делиться своими догадками об увиденном эксперименте, делать свои предположения, объяснять.

Вкус воды

Перед проведением опыта спросите ребенка: «Какой вкус имеет вода?»

Затем дайте ему попробовать питьевую воду, После этого, в один стакан воды добавьте немного соли, в другой – сахара, размешайте и дайте малышу попробовать. Поинтересуйтесь, какой вкус приобрела вода в стаканах. Поясните, что вода приобретает вкус добавленного в нее вещества, а интенсивность вкуса воды зависит от количества этого вещества.

Цвет воды

Дайте ребенку самостоятельно поэкспериментировать с водой, добавляя в нее кристаллы марганца или краски. Также Вы можете показать им кофе, чай, кисель  –  они убедятся, что  вода окрашивается в цвет того вещества, которое положено в нее.

Покажите ребенку, что интенсивность окрашивания зависит от количества вещества, добавленного в воду. Проведите эксперимент, добавив пару кристаллов марганца – вода окрасится в розоватый цвет, затем добавьте еще несколько кристаллов – вода приобретет фиолетовый оттенок.

Запах воды

Перед началом опыта спросите ребенка «Чем пахнет вода?». Предложите ему понюхать стаканы с водой, которые использовали в опыте «Вкус воды» (чистую воду, с солью, с сахаром).

Затем, пусть малыш закроет глаза, а вы добавьте в стакан с водой, например, сок апельсина (начинать лучше с ароматов, которые ребенку знакомы, которые он сможет определить). Дайте ребенку понюхать, чтобы он смог сделать  вывод, что вода приобретает аромат добавленного в нее вещества, например, апельсин, лимон, яблоко.

Испарение воды

Налейте в прозрачный стакан кипяток и накройте его крышкой. Через пару минут покажите ребенку, как сконденсированный пар снова превращается в капельки воды, которые падают вниз. Задайте малышу вопросы «Для чего мы накрываем крышкой кастрюльку с едой?», «Где дольше чай сохраняет тепло: в блюдце или кружке и почему?»

Маленькая подводная лодка из винограда

Налейте в стакан сильно-газированную воду или лимонад и положите в нее виноградинку. Виноградинка тяжелее воды, поэтому Вы увидите, как она опускается на дно. Но к ней сразу  начнут притягиваться пузырьки газа, похожие на крохотные воздушные шарики. Вскоре пузырьков станет много, так что виноградинка всплывет на поверхность.

На поверхности пузырьки, окружающие виноградинку, лопнут, и виноградинка снова опускается на дно. И вновь она покроется пузырьками воздуха, и снова всплывет. Так происходит несколько раз, пока газированная вода не «выдохнется».

Маленькая подводная лодка из яйца

Возьмите 3 стеклянные банки: две поменьше и одну большую. В одну небольшую банку налейте чистую воду и аккуратно опустите в воду сырое яйцо. Вы увидите, что яйцо утонуло.

Вторую небольшую банку наполните крепким раствором раствор поваренной соли (2 ст. ложки на 0,5 л воды). Опустив туда сырое яйцо, Вы увидите, что оно плавает. Объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите яйцо на дно большой банки и подливайте небольшими порциями по очереди воду из маленьких банок (в одинаковой ). У Вас получится такой раствор, в котором яйцо не будет ни тонуть, ни всплывать — яйцо будет держаться посередине раствора, как подвешенное.

Когда закончите проводить опыт, можно показать ребенку фокус. Подливая в банку соленую воду –яйцо будет медленно всплывать. Подливая пресную воду — яйцо будет тонуть. Пресная и соленая вода внешне не отличаются друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Как достать из воды монетку, не замочив рук?

На дно тарелки положите монетку и залейте ее водой. Поинтересуйтесь у ребенка: можно ли вынуть монетку из воды, не намочив рук? При этом наклонять тарелку нельзя.

Проведите волшебный эксперимент. Возьмите небольшой кусок газеты, скомкайте его. Затем этот комочек подожгите, бросьте горящий в пол-литровую банку и быстро, перевернув банку горлышком вниз, поставьте в тарелку с водой рядом с монеткой. Когда огонь потухнет и нагретый воздух выйдет из банки – вода из тарелки втянется внутрь банки. Это происходит из-за разности атмосферного давления. Теперь Вы можете взять монетку, не замочив рук.

Распускающиеся цветы лотоса

Из цветной бумаги вырежьте цветы с длинными лепестками – это будут цветы лотоса. Закрутите лепестки к центру, используя обычный карандаш.

Налейте в тазик или ванную воду и опустите в нее разноцветные лотосы. Вы увидите, как лепестки цветов начнут распускаться (раскручиваться). Объясните ребенку, что бумага намокает и постепенно становится тяжелее, поэтому лепестки раскрываются.

Чудесная  лупа

Для того, чтобы рассмотреть какую-то маленькую деталь или крохотное насекомое, например, паучка, совсем не обязательно покупать лупу, ее легко сделать самостоятельно.

Посадите паучка в трехлитровую банку и затяните горлышко банки пищевой пленкой. Только не натягивайте пленку, а, наоборот, немного продавите ее внутрь банки, чтобы образовалась небольшое углубление. Завяжите пленку на горлышке банки скотчем или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получилась чудесная лупа, сквозь которую можно прекрасно рассмотреть мельчайшие детали.

Водяной подсвечник

Развитие познавательных способностейВам понадобится стакан воды и не длинная стеариновая свеча. Утяжелите нижний конец свечи нагретым гвоздем (холодный гвоздь сложнее, т.к, свеча будет крошиться). Опустите свечу в стакан с водой так, чтобы только фитиль и краешек свечи оставались над поверхностью.

Стакан с водой будет своеобразным подсвечником. Зажгите фитиль, пусть свеча горит, а вы понаблюдайте. Создается впечатление, что свеча догорит до воды и погаснет. Но этого не происходит. Вы удивитесь, но свеча будет гореть довольно долго, догорит практически до самого конца.

Еще радует то, что свеча в таком подсвечнике безопасна, и можно не бояться пожара, т.к. фитиль будет погашен водой.

Чудесные спички

Возьмите 5 спичек и посередине надломите их. Согните спички под прямым углом и положите на блюдце.

Капните воды сгибы спичек (всего несколько капель) и наблюдайте. Вы увидите, как спички постепенно начнут расправляться, образуя звезду.

Объясните ребенку причины такого явления – капиллярности – волокна дерева впитывают влагу. Влага распространяется все дальше по капиллярам. Деревянные спички набухают, и уже не могут сильно сгибаться, поэтому начинают расправляться.

Исчезновение чернил
Возьмите небольшой пузырек, наполните его водой и капните в воду туши или чернил, чтобы раствор стал бледно-голубым. Растолките таблетку активированного угля, засыпьте в пузырек с раствором и взболтайте.

Вы увидите, как раствор светлеет. Активированный уголь впитывает молекулы красителя.

Делаем облако

Возьмите трехлитровую банку и налете в нее немного (около 3см) горячей воды. На небольшой противень положите несколько кубиков льда и поставьте его на горлышко банки с горячей водой.

Нагретый горячей водой воздух в банке, поднимаясь вверх, будет охлаждаться. Водяной пар, содержащийся в этом воздухе, начнет конденсироваться, образуя небольшое облако.

Эксперимент наглядно демонстрирует процесс образования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же тогда дождь?  Вы можете объяснить ребенку, что капли, нагревшись на земле, в виде пара поднимаются вверх. Там воздух холодный, им становится холодно, и крохотные капельки соединяются, образуя облака. Они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Цветик-семицветик
Возьмите белую гвоздику, поставьте в воду, подкрашенную любой яркой краской. Понаблюдайте вместе с ребенком, как изменяется окраска цветка. Обязательно поясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым цветная вода поднимается к самому цветку и окрашивает его.

 

источник: http://igraemirastem.ru/vozrast/do5/razvitie-myishleniya-vodnyie-opyityi