ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА И ГОРОДА КРАСНОПЕРЕКОПСКА

Основными нормативными документами в области пожарной безопасности, действующими в настоящее время на территории Российской Федерации, являются: — Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 (далее – Закон N 69-ФЗ);
— Федеральный закон N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 (далее – Закон N 123-ФЗ);
— Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 390 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее – Постановление N 390);
— Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ);
Эти внушительные по объему нормативные акты представляют собой свод правил о том, что и как должно быть, и чего допускать не следует, чтобы огненная стихия не стала бесконтрольной хозяйкой.
Конечно, все мельчайшие детали, установленные многочисленными актами, учесть невозможно, но основных правил стоит придерживаться.
Кроме того, все проводимые проверки по соблюдению требований пожарной безопасности должны соответствовать положениям Федерального закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 (далее – Закон N 294-ФЗ).
Периодичность проведения
Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также устанавливает основные принципы проведения таких контрольных мероприятий.
В частности, органы пожарного контроля вправе проводить плановые, повторные и внеплановые проверки юридических лиц, независимо от их формы собственности.
Плановые проверки в отношении одной организации могут проводиться не чаще чем один раз в три года.
В отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в жилищной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944.
Вид деятельности Периодичность проведения плановых проверок
Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи Не чаще одного раза в два года
Оказание стационарной и санитарно-курортной медицинской помощи Не чаще одного раза в два года
Дошкольное и начальное общее образование Не чаще одного раза в год
Основное общее и среднее (полное) общее образование Не чаще одного раза в год
Деятельность детских лагерей на время каникул Один раз перед началом каникул
Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями.
На сегодняшний день любое заинтересованное лицо может ознакомиться с планом. Для этого достаточно войти на сайт Генпрокуратуры РФ (www.genproc.gov.ru), выбрать раздел «Сводный план проверок субъектов предпринимательства» и, задав параметры поиска, получить информацию о проверках интересующей организации в 2012 году.
Согласно ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Форма проведения
Проверки могут проводиться в документарной и (или) выездной форме в порядке, установленном соответственно ст. 11 и ст. 12 Закона N 294-ФЗ.
В соответствии со ст. 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органов пожарного надзора, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.
В соответствии со ст. 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Контролирующий орган направляет копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо другим доступным способом.
Если о плановой проверке учреждение, организация знает заранее и может к ней подготовиться, внеплановая проверка может застать врасплох, даже если еще не истек указанный выше трехлетний срок.
О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда проводится внеплановая выездная проверка, основаниями которой являются:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, нарушение безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В начале проверки проверяющие обязаны предъявить удостоверения и распоряжение о проверке, в котором должны быть указаны дата, сроки и вид проверки, перечислены инспекторы. Распоряжение должно быть выписано на организацию. Контрольная проверка без распоряжения незаконна, детальный порядок организации проверок определен ст. 14 Закона N 294-ФЗ.
Оформление результатов проверки
После проведения проверки должностным лицом (лицами) органа государственного пожарного надзора составляется акт установленной формы в двух экземплярах, содержащий следующую обязательную информацию: дата, время и место составления акта, наименование проверяющего органа пожарного надзора, дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), его осуществлявшего, наименование проверяемой организации, должность его представителя, присутствовавшего при данном процессе, дата, время, продолжительность и место проведения. Кроме того, в акте должны быть перечислены выявленные в ходе проведения контроля результаты, в том числе нарушения, их характер, лица, допустившие указанные нарушения. При отказе в ознакомлении с актом проверки представителем организации, а также лицом, присутствовавшим при ее проведении, этот факт необходимо зафиксировать в данном в акте. Акт подписывается должностным лицом, проводившим контроль.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю, или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного пожарного надзора.
Обратите внимание: согласно п. 8 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ юридические лица обязаны вести журнал учета проверок, который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен надлежащим образом.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки учреждения нарушений в соблюдении обязательных требований противопожарной безопасности, должностные лица органа государственного пожарного надзора, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны:
— выдать предписание юридическому лицу об устранении нарушений с указанием сроков их устранения;
— принять меры по контролю за устранением нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших данные нарушения, к ответственности.
Распространенные нарушения
Сразу отметим, что основная задача пожарного инспектора – проверить соблюдение ППБ 01-03. Перечень нормативов пожарной безопасности, которые должны соблюдать организации и учреждения, достаточно большой, поэтому мы остановимся лишь на тех нормативах, на которые чаще всего обращают внимание пожарные инспекторы.
Общие правила, которые приведены в разделе I ППБ 01-03, касаются и обязательны для исполнения всеми без исключения учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и от отраслевой принадлежности.
Первое, что проверит пожарный инспектор – приказ руководителя организации и инструкцию о мерах пожарной безопасности, которые в соответствии с п. 6 ППБ 01-03 должны быть в каждом учреждении (организации).
В инструкции о мерах пожарной безопасности должны быть отражены следующие сведения:
1) порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
2) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;
3) порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
4) места курения;
5) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
6) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
7) обязанности и действия работников при пожаре:
— правила вызова пожарной охраны;
— порядок аварийной остановки технологического оборудования;
— порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
— правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
8) порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.
В соответствии с п. 7 ППБ 01-03 все сотрудники организации должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы – проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров. Порядок проведения, периодичность и перечень вопросов инструктажей определен приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645. Если в проверяемой организации какой-либо сотрудник не прошел противопожарный инструктаж, государственный пожарный инспектор отметит данное нарушение в акте.